АвтоВАЗ пустят на металлолом?

0
29


Народ еще будет мечтать о доступных «шестерках» и «девятках», а автоэлектроники нет и не будет

Новость о том, что тольяттинский автозавод не будет работать с 23 августа, для знающей публики не оказалась шокирующей. Уже стало нормой отправлять рабочих по домам. В заявлении компании в духе плохой традиции говорится«Из-за продолжающейся нехватки поставок электронных компонентов Bosch все три линии по производству автомобилей завода в Тольятти будут остановлены на протяжении всей недели».

Напомним, о проблемах с запчастями и о вынужденных простоях производства из-за их отсутствия начали сообщать с конца апреля. Правда, тогда ситуация не казалась такой драматической. Но эксперты предрекали большие сложности уже летом из-за критической зависимости АвтоВАЗа от импорта комплектующих, прежде всего чипов. Заговорили даже о провале программы локализации, поскольку ответственные чиновники и капитаны бизнеса сконцентрировались на мелочевке — вроде выпуска шин и бамперов.

В начале июня опять из-за нехватки микроэлектронных компонентов марки Bosch ситуация резко ухудшилась, что в первой декаде привело сразу к трем остановкам производства. Но Денис Мантуров, глава Минпромторга, заверил, что ущерба для национального автозавода не будет. Денис Валентинович, напомним, сказал следующее: «АвтоВАЗ воспользовался в том числе остановкой и не будет останавливаться летом для профилактических работ».

Но 23 июня опять прекратили производство автомобилей Granta. Ущерба, похоже, и впрямь пока удается избежать или во всяком случае нивелировать его. Как пояснил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, «…на текущем рынке у АвтоВАЗа есть все возможности компенсировать потери за счет покупателей». И в самом деле, дилеры к этому времени уже четыре раза переписывали ценники на народную машину.

16 августа стало ясно, что проблема с нехваткой запчастей никуда не делась. Напротив, она усугубилась. Впрочем, ведомство Мантурова отписалось в традиционном формате «все хорошо, прекрасная маркиза». Короче, ТАСС был уполномочен заявить«Минпромторг работает над устранением проблем с поставками электроники на АвтоВАЗ».

Казалось бы, нехватка чипов для автомобильной промышленности является глобальной проблемой, связанной с целым рядом наложившихся друг на друга факторов. В частности, владелец Tesla Илон Маск, комментируя нехватку автоэлектроники, написал в своем твиттере: «Никогда не видел ничего подобного. Как дефицит туалетной бумаги, но эпических масштабов». По его словам, в первом квартале текущего года ему вообще не удалось запустить производство электромобилей марок Model S и Model X.

В то же время гендиректор BMW Оливер Ципсе сообщил, что несмотря на нехватку чипов, его концерн «сравнительно хорошо смог смягчить последствия дефицита». Да, в начале августа BMW должен был приостановить производство в Регенсбурге, но «производство на европейских заводах возвращается к норме»отмечает немецкое издание Handelsblatt со ссылкой на слова финдиректора BMW Николаса Питера.

В свою очередь другой немецкий автогигант VW признал, что дефицит чипов отрицательно влияет на выпуск дешевых марок Volkswagen. Потому что, как и большинство других крупных автопроизводителей в мире, VW направляет дефицитную автоэлектронику туда, где она обеспечит наибольшую прибыль, то есть на выпуск премиальных и роскошных брендов Porsche и Audi.

Немецкие эксперты, между тем, предполагают, что нехватка автоэлектроники продолжится еще долго, если вообще решится. Во всяком случае к доковидному изобилию и ценам мир точно не вернется. «Эта тема будет занимать нас, как минимум, до следующего года», — утверждает Маркус Кляйнфельд из консалтинговой компании Alixpartners. А вот гендиректор Infineon Рейнхард Плосс считает, что проблемы перекинутся и на последующую перспективу.

Оказывается, сейчас идет тотальная цифровизация, тогда как заводы-чипмейкеры, по заверениям их топ-менеджеров, сталкиваются с нехваткой сырья для изготовления электроники. По данным Gartner, исследователей рынка полупроводников, ряд позиций (веществ), необходимых для производства чипов, резко оскудел и даже невосполним. Именно поэтому и здесь идет перекос в сторону выпуска дорогих 300-мм пластин, тогда как автомобильной индустрии нужны пластины меньшего диаметра, но очень много.

Как бы ни хотелось этого руководству Минпромторга, фанатам отверточной сборки и глобального распределения труда, сейчас формируется новая реальность. Только доморощенные чиновники-страусы, спрятавшие голову в песок, не видят этого. Те же немцы, которые протоптали «широкую дорогу» к крупным производителям авточипов, таким как Infineon, Renesas и NXP, утверждают, что по большому счету все поставки завязаны на глобального чипмейкера TSMC, которому выгоднее работать, например, с Apple и Qualcomm, чем с мелочью вроде АвтоВАЗа.

Об узких местах производства автоэлектроники экспертам, кстати, было известно еще в 2009 году, когда глобальные чипмейкеры неожиданно отказались расширять производства, несмотря на прогнозы резкого спроса в ближайшей перспективе. Так, Аликс Кляйнфельд, аналитик рынка полупроводников, поясняет, что главными игроками уже давно вынашивался план по сокращению обязательств полупроводниковых компаний, прежде всего перед автомобильной промышленностью — производителями «главных засранцев» атмосферы.

Короче, конфетно-букетный период в глобальной рыночной экономике заканчивается в точном соответствии с игрой в монополию. Просто пандемия ускорила этот процесс. Недаром в ФРГ уже сформирован специализированный «Фонд будущего» («Zukunft Fonds»). Тамошним правительством уже объявлено, что как минимум один миллиард евро будет потрачен до 2024 года на решение самых острых задач немецкой автомобильной промышленности.

«Мы хотим, чтобы мобильность будущего оставалась под знаком «сделано в Германии», — приводит издание Deutsche Tageszeitung слова федерального министра экономики Петера Альтмайера. По его словам, речь идет не только о сохранении рабочих мест, но и повышении добавочной стоимости выпускаемых немецких автомобилей, которая сильно пострадала от дефицита чипов. К слову, только расходы на доставку автоэлектроники от зарубежных чипмейкеров составят в этом году для компаний ФРГ почти $ 300 млн.

А тут какой-то АвтоВАЗ (на фоне германских автогигантов) вместе с московскими топ-чиновниками пытается «разжиться», как на барахолке, автоэлектроникой, чтобы запустить сборку далеко не маржинальных машин Granta, Xray, Largus и Niva. По-другому нельзя истолковать заявление ТАСС: «Минпромторг работает над устранением проблем с поставками электроники». А их нет, и не факт, что будут.

Слабо верится, что немцы, выпускающие электронные компоненты Bosch, будут работать себе в убыток ради дешевых русских машин. Конечно, что-то будет перепадать, но точно не в тех масштабах, которые нужны для ритмичной работы тольяттинского автозавода. Хотелось бы ошибиться, то факты упрямая вещь.

Очевидно, Россия критически нуждается в своем национальном чипмейкере. Чем быстрее это в Москве поймут, тем меньше будет ущерб для страны. В противном случае наша мобильность будет иметь знак «сделано в Германии» и станет уделом только богатых людей.

Поэтому не таким уж и фантастическим кажется прогноз, что АвтоВАЗ придется закрыть и отправить на металлолом. Ведь корпоративный отпуск не может длиться годами. Вот тогда-то и вспомнит наш народ добрым словом советские «шестерки» и «девятки», чей выпуск не зависел от импорта, но был угроблен глупыми решениями.

Впрочем, министру Мантурову с годовым доходом в 740 млн рублей это будет до лампочки. Денежек на роскошные Porsche и Audi у него точно хватит.

svpressa.ru



Source link